Особенности прицепа
Прицепом называется несамоходное транспортное средство. Двигатель отсутствует, поэтому оно приводится в движение тягачом, с которым соединяется с помощью дышла. Прицепы совместимы с любыми автомобилями. Конструктивной основой является мощная устойчивая рама. Масса перевозимого груза равномерно распределяется по оси.
Прицепы могут эксплуатироваться на любых дорогах, включая пересеченную местность и прочее бездорожье. Соединение с тягачом не требует особых навыков или специального оборудования, достаточно вставить крюк в петлю. При парковке стойка не нужна.
Особенности полуприцепа
Данная техника не способна самостоятельно держать равновесие: она должна опираться на тягач, стойку или опорные оси. В процессе движения полуприцеп представляет собой единое целое с тягачом. По сравнению с прицепом у него лучше управляемость, такие машины менее подвержены переворачиванию и уходу в неконтролируемые заносы.
Равномерное распределение груза в полуприцепе позволяет одним рейсом перевозить большое количество товаров, что дает дополнительную экономию.
Разница между прицепом и полуприцепом
Основные отличия заключаются в конструктивных особенностях и назначении этих видов техники. Но в целом они используются для решения аналогичных транспортных задач. При использовании с тягачами увеличивают производительность примерно на 50 % и обеспечивают экономию топлива 40 %.
Рассмотрим различия между прицепами и полуприцепами более подробно.
Функциональность
Прицеп стоит на опорных осях, между которыми равномерно распределяется нагрузка. Полуприцеп своей передней частью опирается на тягач, чем дополнительно нагружает его колеса и ходовую часть.
Расширить штатные возможности техники можно за счет дополнительных устройств. Например, для погрузочных работ задействуются модульные конструкции. Система блокировки колес обеспечивает безопасность при экстренном торможении.
Конструкция
Прицеп стоит на четырех колесах и двух опорных осях и внешне напоминает самоходное транспортное средство. Он легко приводится в движение тяговым усилием грузовика.
У полуприцепа нет равновесия, поскольку он лишен передней оси. Для приведения в движение необходимо поставить его переднюю часть на тягач и зафиксировать специальным механизмом. Масса перевозимого груза распределяется между полуприцепом и автомобилем.
Грузоподъемность
Полуприцепы и прицепы различаются по грузоподъемности, то есть по максимальному весу перевозимого груза.
При выборе прицепа необходимо помнить, что его масса вместе с грузом не должна превышать вес тягача. Например, если грузовик весит 4000 кг, а пустой прицеп 2500 кг, то масса груза не должна быть более 1500 кг.
Грузоподъемность прицепа рассчитывает или водитель, или собственник транспортного средства.
Что касается полуприцепов, то есть мало- и среднетоннажные, а также полноразмерные модели. В последнем случае грузоподъемность может достигать 30 тонн.
Прочие различия
Техника различается по назначению и характеристикам:
- Прицепы часто предлагаются в виде бортовых или тентованых фур, тралов, цистерн, автосцепок, контейнеровозов;
- Полуприцепы могут иметь изотермическое исполнение для перевозки скоропортящихся продуктов, также популярны бортовые модели для грузов, нетребовательных к температурному режиму и неуязвимых к осадкам.
Что касается автовозов, рефрижераторов, лесовозов, то они существуют в виде и прицепов, и полуприцепов.
Маневренность
По мнению многих водителей, прицепы и полуприцепы отличаются по управляемости и маневренности. Первые могут повести себя непредсказуемо, особенно при прохождении поворотов. Поведение прицепа на дороге зависит от множества внешних факторов, в числе которых уровень загруженности, состояние дорожного покрытия, скорость.
Что касается полуприцепа, то он фактически является частью автомобиля, опираясь на него передней частью. Благодаря этому он более предсказуем и управляем, чем прицеп.
Доставляемые грузы
Наиболее востребованной является техника для специальных перевозок. В эту категорию входят цистерны, самосвалы, тяжеловозы, трейлеры, бортовые модели для транспортировки животных. Также популярна техника для перевозки трубной продукции, леса, домокомплектов, автомобилей, контейнеров с отходами, промышленного оборудования. Транспортировка грузов, требовательных к температурному режиму (медикаментов, продовольственных товаров, косметики, цветов и т. п.), осуществляется в изотермах.
Дачники, владельцы частных хозяйств, сельские жители, садоводы нуждаются в перевозке малогабаритных грузов. Для этого хорошо подходит техника второй малотоннажной категории. Наличие тентового покрытия защищает внутреннее пространство от засорения и осадков, а также позволяет одним рейсом перевезти большое количество груза.
Сцепка
Прицепы совместимы практически со всеми грузовиками, оснащенными сцепным устройством (фаркопом). Это заложено на конструктивном уровне как отечественными, так и зарубежными производителями. Для соединения с тягачом (его мощность не имеет значения) достаточно вставить крюк в петлю. Это делается быстро и не требует специальных знаний. Данный способ получил в России широкое распространение, в то время как полуавтоматическая сцепка почти не используется из-за проблем при движении по бездорожью.
При выборе полуприцепов необходимо принимать во внимание мощность грузовика. Чем они крупнее и тяжелее, тем мощнее должна быть машина. На малотоннажных моделях применяется соединение в виде полусферы.
Полуприцепы совместимы не со всеми тягачами, это необходимо учитывать на стадии выбора. Также учитывайте рекомендации производителей. В любом случае сцепка осуществляется с помощью специального приспособления — седельного устройства тягача. Оно соединяется со шкворнем, данная процедура имеет свою специфику и требует от водителя определенных навыков. Качество сцепки напрямую влияет на безопасность движения. Если по каким-то причинам тормоза выходят из строя, жесткое соединение позволяет избежать аварийных ситуаций.
Что выбрать?
Прицепы отличаются хорошим функционалом, простотой соединения с тягачом, удобством при парковке (им не требуется стойка). Полуприцепы более управляемы и маневренны, что актуально для безопасности перевозок.
При выборе техники важно ориентироваться на специфику выполняемых задач. Для транспортировки на дальние расстояния выгодны полуприцепы грузоподъемностью от 10 тонн. При меньшей массе перевозимого груза, а также для эксплуатации на сравнительно небольших маршрутах удобнее пользоваться прицепами.
Также нужно обращать внимание на основные характеристики, управляемость в разных ситуациях (включая экстремальные условия), конструктивные особенности и прочие факторы — проконсультируйтесь у поставщиков техники.