Машины приходят в негодность по разным причинам: естественное старение, возгорание, затопление, последствия тяжелых аварий и пр. В таких ситуациях их часто продают по запчастям, причем некоторые предприимчивые люди превращают данное занятие в прибыльный бизнес.
Когда машину выгоднее продавать по запчастям, а не восстанавливать?
Старые автомобили 1980–1990-х годов выпуска не имеют практической ценности, поэтому продаются за минимальную цену — в районе 20–30 тысяч рублей. Но если такие авто продавать по запчастям, то выручка увеличивается вдвое. Этому способствует и тот факт, что на многие старые машины сложно найти комплектующие, поскольку они давно сняты с производства, и детали б/у пользуются спросом на рынке.
Также выгодно продавать по запчастям относительно новые машины, пострадавшие в авариях до того состояния, при котором восстановление невозможно или нецелесообразно с финансовой точки зрения. В некоторых случаях их ремонтируют и продают на вторичном рынке, но такая деятельность может расцениваться как обман и мошенничество, в то время как реализация автомобиля по запчастям является вполне легальной процедурой. Недостаток лишь в том, что зачастую разрушительные удары приходятся в переднюю часть кузова, из-за чего повреждаются самые дорогостоящие компоненты — двигатель, трансмиссия, рулевое управление.
Часто по запчастям продают автомобили, пострадавшие от затопления или пожара. В первом случае двигатель может получить гидроудар, появляются проблемы с электрикой и бортовым компьютерным оборудованием, сильно загрязняется салон, в нем появляется характерный запах гнили. С технической точки зрения эти проблемы решаемы, но неизвестно, как впоследствии скажется на автомобиле его контакт с водой.
Что касается возгорания, то все зависит от степени повреждений. Огонь способен за 5–10 минут оставить от машины лишь обгоревший остов. В этом случае остается сдать ее остатки на металлолом. Но если выгорел, например, только моторный отсек, то уцелевшие элементы (подвеска, коробка передач, детали салона, задние двери, фонари, стекла и пр.) можно продать за хорошие деньги. Это особенно актуально в отношении сравнительно новых и дорогих автомобилей.
Профессиональные перекупщики часто покупают автомобили без документов для последующей продажи по запчастям. Но подобная деятельность граничит с криминалом и может обернуться крупными неприятностями.
Причины продажи автомобилей без документов:
- машина находится под арестом и в любой момент может быть конфискована судебными приставами;
- документы безвозвратно утеряны, связь с хозяином отсутствует;
- владелец скончался, машину переоформить не успели, заниматься этим никто не желает, к тому же она на номерах старого образца;
- документы изъяты сотрудниками ГИБДД и вернуть их не получается.
Также без документов продают автомобили с сомнительной историей, в том числе с перебитыми или отсутствующими VIN-кодами.
Встречается и обратная ситуация: покупатель приобретает старое, неликвидное авто исключительно ради документов. Машина при этом отправляется в утиль, а под эти документы оформляется другой автомобиль — например, угнанный. Возможны и другие криминальные схемы, из-за которых у бывшего владельца могут возникнуть серьезные проблемы.
Предварительная подготовка
Прежде чем продавать автомобиль на запчасти, необходимо предварительно рассчитать экономическую целесообразность данного мероприятия. При этом особое внимание уделяйте следующим аспектам:
- Ориентировочная стоимость будущего набора запчастей на вторичном рынке. У машины определенной модели могут высоко цениться, например, детали подвески, а трансмиссия оказаться невостребованной.
- Стоимость работ по разборке автомобиля. Здесь многое зависит от марки и модели машины, а также ее состояния. Если разбирать авто планируется своими силами, нужно учесть необходимое для этого количество времени.
- Наличие подходящего помещения. Это актуально, если разборка будет осуществляться самостоятельно. Стандартный металлический гараж размерами 6 х 3 метра — крайний вариант, желательно иметь более просторное помещение. Важно наличие дополнительных агрегатов и приспособлений, например лебедки и помоста под кузов. Также желательно иметь место для аккуратного складирования запчастей — они должны быть отсортированы по назначению, применимости, состоянию.
Когда автомобиль разобран, необходимо сделать качественные фотографии деталей и агрегатов с разных ракурсов. При подаче объявлений нужно указывать уникальный идентификатор (каталожный номер) запчасти, VIN-код автомобиля, его год выпуска, марку и модель.
Как правило, в первую очередь продаются кузовные детали, оптика и автостекла. Также быстро может найтись покупатель на трансмиссию и двигатель, но иногда данные агрегаты продаются по году и более. Нередки случаи, когда малозначительная с виду деталь реализуется за хорошие деньги ввиду своей дефицитности на вторичном рынке.
Стоит ли этим заниматься?
Иногда человек разбирает автомобиль и продает его по запчастям в силу вынужденных причин — когда у него просто нет другого способа получить за машину какие-то адекватные деньги. Бывает так, что данный процесс становится для него увлекательным, и он начинает заниматься разборкой авто для дополнительного заработка, а затем это трансформируется в основной вид деятельности.
Все крупные предприятия, занимающиеся поставками контрактных агрегатов и запчастей, начинали свою деятельность с продажи одного-двух разобранных автомобилей. Для других энтузиастов попытки подобного заработка заканчиваются неудачно — запчасти и агрегаты оказываются невостребованными и в конечном итоге продаются за бесценок или сдаются на металлолом.
Основная проблема данного вида деятельности — большие сроки оборачиваемости и окупаемости вложений. Многие новички стремятся получить быструю прибыль, а это более реально, если заниматься скупкой и продажей целых автомобилей. Считается неудобством и тот факт, что деньги от продажи запасных частей приходят сравнительно небольшими отдельными партиями, поэтому быстро расходятся на текущие нужды. Но если оценить ситуацию в среднем, то иногда прибыль от продажи запчастей разобранного автомобиля больше изначальных вложений в 2–3 раза.
В связи с этим возникает вопрос: сколько денег нужно вложить, чтобы начать заниматься данным бизнесом? Новичкам достаточно 30–40 тысяч рублей, оборот крупных представителей рынка измеряется миллионами рублей (помимо прочего, такие компании активно скупают за рубежом битые автомобили бизнес-класса). Начинание окажется особенно выгодным, если сконцентрироваться на автомобилях какой-то конкретной марки. Среди автовладельцев популярны небольшие пункты продажи «разборки», где по адекватной цене можно купить качественные запчасти (часто подобные точки организуются в частном гараже).
В любом случае, чтобы профессионально заниматься разборкой автомобилей, необходимо обустроить подходящий склад или гараж. Это должно быть утепленное, достаточно просторное помещение с полками и стеллажами для складирования запчастей в соответствии с их размерами и предназначением.